559

Полутон и тон

Перед тем как перейти к звукорядам и обозначениям нот на грифе, познакомимся с понятиями тона и полутона.

Полутон - это минимальное расстояние между звуками по высоте. На грифе гитары полутон соответствует расстоянию в один лад. Каждый лад на грифе разделяется металлическим порожком. Таким образом если мы зажмем первую струну на пятом ладу, то чтобы повысить звук на пол тон, надо передвинуть палец на 6-ой лад, чтобы понизить на полтона нужно с пятого передвинуть палец на четвертый.

Гриф с тоном и полутоном

Тон - тоном называется расстояние между звуками по высоте равное двум полутонам, или же на грифе равое двум ладам.

Теперь, когда мы знаем что такое тон и полутон, необходимо ввести важные понятия : диез #, бемоль b, бекар

Полутон

На рисунке тон составляют первая и третья ноты, а полутон первая и вторая, вторая и третья.

Диез , обозначается #. Диез предполагает повышение начального звука на полтона. То есть если указана нота Ми с диезом, то это означает, что нужно играть ноту Ми, сдвинутую вверх на один лад (полтона)

Бемоль b - полная противоположность диезу - это понижение звука на полтона (или на перемещение на один лад вниз).

Бекар - знак, "игнорирующий" бемоль или диез. Ставится в том случае, если знаки бемоля и диеза стая при ключе - то есть действуют на протяжении всего произведения, подробнее об это в статье о квинтовом круге.

Знак бекара, бекар

На рисунке при ключе стоят диезы для тех нот, которые на всём произведении должны играться на пол тона выше. Поэтому если нам нужно зажать первый лад на первой струне (это нота Фа), то мы должны у ноты поставить бекар, поскольку нота Фа должна играться с диезом, что соответствует второму ладу. Данное обозначение актуально только для нот.

Так же есть ещё знаки двойного диеза и двойного бемоля, но используются они крайне редко.

Важно, это необходимо запомнить:

Из картинки видно, что расстояние между нотами Ми и Фа, а так же между Си и До равно полутону, а между всеми остальными звуками тону. То есть, Ми диез - это и есть фа, так же как Си диез - это есть До.

Полутон. Между Ми и Фа, Си и До - полутон

То есть, в первом такте (красная циферка "1") первые ноты -это Ми и Фа, две вторые это Си и До. Можно заметить, что между ними нет никаких знаков альтерации.

Ещё одно важное замечание:

Знаки альтирации

Если нота внутри такта имеет диез, то он действует на все одинаковые ноты внутри такта. То есть мы видим ноту Фа#. Диез ставится только у первой ноты первый раз, остальные, точно такие же ноты играются не меняя высоты, но диез уже не ставится.

Кроме того ноты со знаком бемоль и диез полностью совпадают, к примеру Фа# и Соль b (Фа диез и Соль бемоль) - это полностью одинаковые ноты.

Одинаковые ноты

То есть по табулатурам видно, что эти ноты берутся на втором ладу.




comments powered by HyperComments