1370

Гаммы, Виды гамм

Вот наконец-то добрались мы до важнейшей темы Гамм. Гаммами мы будем называть закономерную последовательность звуков, которая обладает своей гармонией, мелодией, настроением и так далее. Гаммы имеют большое количество разновидностей: бывают мажорными, минорными, гармоническими, мелодическими, натуральными. И если вы уже прошли раздел посвященный аккордам, то в теме гамм, вам будет намного легче разобраться. Ведь по сути построение аккордов велось по ступеням определенных гамм.

На основании этих закономерностей расположения звуков и "подбираются" ноты для произведений. Вам будет легче выбрать в какой тональности писать и придет полное понимание какой звук за каким поставить. Но это уже талант композиторства и этому учатся более 10-лет, поэтому просто будем это знать. Потому что лучше придадим предпочтение практике и будем становится "практичными" гитаристами, которые умеют играть, чем теоретиками, хотя теорию осветим.

Очень важные понятия в этой теме, это понимание "квинтового круга", а так же "транспонирования". Расскажим пока что о двух гаммах - мажорной и минорной. Их строение будем производить по полутонам (да да, точно так же как мы делали в аккордах):

Виды гамм:

МАЖОР
Натуральный Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон
Гармонический Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон
Мелодический Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
МИНОР
Натуральный Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Гармонический Тон-Полутон-Тон-Тон- Полутон-Полтора тона - Полутон
Мелодический

Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Вниз играется как Натуральный минор

Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН - показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень - Тон - II ступень - Тон - III ступень - Полутон - IV ступень - Тон - V ступень - Тон - VI ступень - Тон VII ступень - Полутон.

Мажорная строится по принципу : Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон

Приведем пример:

Гамма До мажор

Здесь видно что расстояние между нотами как раз описывается такой схемой - Между До и Ре Тон, между Ре и Ми Тон, между Ми и Фа полутон и так далее.

Сравните аппликатуры с расположением нот на грифе:

Ноты на грифе

Здесь видно, что красные кружочки это камма До мажор на "толстых струнах", а синии кружочки - на "тонких". Перемещая пальцы левой руки влево или вправо и играя по данному "рисунку" можно сыграть абсолютно любую мажорную гамму. Такая же картина обстоит и с минорной аппликатурой. К примеру, чтобы сыграть Соль мажор, нужно сместить аппликатуру на два лада правее, то есть начинать играть с 10-ого лада (Как раз там находится нота Ре).

Аппликатура Мажорной гаммы:

Аппликатура мажорной гаммы

Минорная строится по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Приведем пример:

Гамма Ля минор

Аппликатура Минорной гаммы:

Аппликатура минорной гаммы

Как вы заметили в данных гаммах (До мажор и Ля минор) не встречаются знаки бемолей и диезов. Потому что построение гамм по соответствующим схемам "тон-тон.... и так далее" соответствует "начальному расположению нот по тонам и полутонам" , помните ведь что между Ми и Фа, а так же Си и До - полутон.

Гаммы построенные от других звуков, будут уже содержать диезы (или бемоли), причем их количество будет отличаться (согласно квинтовому кругу). И если мы захоти построить гамму Соль мажор ,то согласно правилу Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон у вас должен получиться следующий ряд:

Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа#. Что полностью объясняется квинтовым кругом - тональность Соль мажор приобретает один дополнительный диез к ноте Фа.




comments powered by HyperComments